Аварийного источника

Режим расхолаживания. Другой важной особенностью системы с.н. АЭС является наличие крупных механизмов, обеспечивающих расхолаживание энергетического реактора, связанного с процессом остаточного тепловыделения в активной зоне после прекращения цепной реакции деления урана. Различают нормальное и аварийное расхолаживание реактора. Режим аварийного расхолаживания сопровождается исчезновением переменного тока на АЭС как от рабочих, так и резервных ТСН в отличие от режима нормального расхолаживания. Процесс отвода тепла при расхолаживании обеспечивается циркуляцией теплоносителя через активную зону реактора. 130

ГЦН, имеющие большие маховые массы, обеспечивают аварийное расхолаживание реактора при своем выбеге в течение 40—60 с. Электродвигатели ГЦН подключаются к основным секциям 6 кВ системы с.н. блока. ГЦН с малыми маховыми массами (бессальникового типа) выбегают быстро. Для питания электродвигателей таких 'ГЦН необходим постоянно работающий источник энергии.

На 3.7 даны две схемы подключения электродвигателей ГЦН с малыми маховыми массами. В первом варианте ( 3.7, а) для обеспечения аварийного расхолаживания реактора в схеме с.н. предусматривается дополнительная секция ВС, к которой подключаются два ГЦН. В аварийной ситуации электродвигатели ГЦН получают питание от вспомогательного генератора GA, помещенного на одном валу с основным генератором блока и использующего его энергию выбега. Во втором варианте ( 3.7, б) половина ГЦН обеспечивает аварийное расхолаживание реактора за счет энергии выбега турбогенератора.

Нормальная работа, пуск, останов, аварийное расхолаживание реакторных установок АЭС обеспечиваются многочисленными механизмами, основная часть которых показана на 5.38, 5.39, 5.40.

Между тремя секциями надежного питания 6 кВ и тремя дизель-генераторами не предусматривается взаимное резервирование. Каждая секция способна по мощности подключенных дизель-генераторов (или других автономных источников) и по составу механизмов обеспечить аварийное расхолаживание при любом виде аварии, включая МПА с обесточиванием.

5.6. Аварийное расхолаживание корпуса реактора (срабатывание САОЗ)

проводить аварийное расхолаживание реактора по оптимальному алгоритму.

При строительстве АЭС в первую очередь решается задача обеспечения радиационной безопасности эксплуатационного персонала и населения при нормальной работе станции, а также при землетрясениях, когда не должно прерываться надежное функционирование всех систем АЭС, ответственных за аварийное расхолаживание реактора.

торах и начинается аварийное расхолаживание АЭС. При трехфазных к. з. вблизи шин высокого напряжения и отказе быстродействующей защиты может произойти нарушение устойчивости генераторов близлежащей станции с их последующей аварийной разгрузкой. При этом возможно разделение системы на несинхронно работающие части, при котором желательно сохранение реактора в работе. Поэтому такое построение схемы питания с. н., когда короткое замыкание в системе может привести к аварийному отключению реактора, неблагоприятно и для реактора, и для энергосистемы .

симые автономные системы безопасности (см. 3-27), каждая из которых способна осуществить аварийное расхолаживание и локализацию аварии. Независимость трех систем безопасности выдерживается по технологической, электрической части и по цепям управления. В соответствии с этим на каждый реакторный блок имеется три автономные системы надежного питания на напряжения 6; 0,4 и 0,22 кВ постоянного тока, включающие в себя автономные источники (дизель-генераторы и аккумуляторные батареи), преобразователи напряжения и распределительные устройства ( 3-28).

Между тремя секциями надежного питания 6 кВ и тремя группами дизель-генераторов не предусмотрено взаимного резервирования, так как каждая из автономных секций по мощности подключенных к ней дизель-генераторов и составу механизмов способна осуществить локализацию аварии и аварийное расхолаживание самостоятельно. Ввод питания от резервных магистралей 6 кВ непосредственно на секции II группы также не предусмотрен.

Для АЭС с реакторами других типов переход на такую систему может встретить серьезные трудности из-за невозможности без глубоких изменений в технологической части осуществить аварийное расхолаживание от одной (любой из трех) секции надежного питания 6 кВ пусть даже при неограниченной мощности подключенных к ней дизель-генераторов или газотурбинных установок.

гательных механизмов, систем освещения и электрообогрева применяют дизельэлектрические агрегаты мощностью от 50 до 200 кВт. Такие же агрегаты устанавливают и на буровых установках в электрифицированных районах в качестве аварийного источника электроснабжения. Дизельэлектрический агрегат состоит из дизеля, синхронного генератора со статической системой возбуждения и регулирования напряжения, водяного и масляного радиаторов, топливного и масляного баков, воздухоочистителя, аккумуляторной'батареи, систем выхлопа, охлаждения (топливной и масляной), смонтированных на общей свар'НОЙ раме. Генератор укомплектован распределительным щитом с коммутационной защитной и измерительной аппаратурой. Технические данные дизельэлектрических агрегатов, применяемых на буровых установках, представлены в табл. 2.5.

ненормальной работе-101-132 В, при аварийной - 110-122 В. Допустимый небаланс напряжений фаз при нормальной работе S3B, при питании от аварийного источника s4B, амплитудная модуляция напряжения 1,2 В с частотой 10-25 Гц. Система состоит из четырех каналов по числу двигателей. Каждый канал включает привод постоянной частоты 1, обеспечивающий постоянную частоту вращения синхронного генератора 2 при изменяющейся частоте вращения вала авиационного двигателя, блока регулирования и защиты 3 и распределительных шин 4. Раздельное, параллельное и комбинированное включение каналов обеспечивается контакторами 5. ~АД] ГАД! . [АД] [АД"

Привод насоса с двухскоростным асинхронным электродвигателем наиболее часто применяется ввиду его простоты. Снижение частоты вращения происходит ступенчато за счет подключения обмотки с большим числом полюсов. Обмотка малой скорости может быть выполнена независимо от обмотки большой скорости и может подключаться к автономной сети аварийного источника. Достоинства данного привода:

Привод насоса с двухскоростным асинхронным электродвигателем выгодно отличается из-за его простоты. Снижение частоты вращения происходит ступенчато за счет подключения обмотки с большим числом полюсов. Обмотка малой скорости может быть выполнена независимо от обмотки большой скорости и подключаться к автономной сети аварийного источника. На 4.26 приведена схема включения двухскоростного электродвигателя. Достоинства данного привода следующие:

В начальный период — до включения аварийного источника энергии — необходимое количество воды подают в активную зону гидроаккумуляторы /, в которых нужное давление создается и поддерживается азотной подушкой. После включения аварийного источника энергии приходят в действие насосы высокого давления 2, которые впрыскивают концентрированный борирован-ный раствор из бака 4 в активную зону реактора (имеются три независимых канала связи с первым контуром). Одно-

В качестве третьего (аварийного) источника могут быть использованы [2.17] местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, их шины генераторного напряжения), специальные агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи, дизельные электростанции и т. п.

Для обеспечения постоянной готовности аварийного источника к немедленному включению предусматривается его перевод в режим «горячего» резерва сразу после отключения по какой-либо причине одного из двух основных источников питания. Это делается путем включения на холостой ход

ками в виде двух секций ПГВ. Для аварийного питания особых групп электроприемников I категории, имеющихся на РП2 и РПЗ, на схеме показана магистраль небольшой мощности, заходящая поочередно на эти РП и питающая их от третьего, аварийного источника. При наличии АВР на РП аварийное питание может быть автоматически подано на тот РП, к которому присоединены особые группы электроприемников. На РП1 нет особых групп электроприемников, поэтому заход туда аварийной магистрали не предусмотрен.

Для обеспечения постоянной готовности аварийного источника к немедленному включению предусматривается его перевод в режим «горячего» резерва сразу после отключения по какой-либо причине одного из двух основных источников питания. Это делается путем включения на холостой ход аварийной дизельной станции, включения

На. 2-33, а приведена схема электроснабжения предприятия средней мощности с двумя основными независимыми источниками в виде двух секций ПГВ. Для аварийного питания особых групп электроприемников, имеющихся на РП2 и РПЗ, на схеме показана магистраль небольшой мощности, заходящая поочередно на эти РП и питающаяся от третьего аварийного источника. При наличии АВР на РП аварийное питание может быть автоматически подано на тот РП. к которому присоединены особые группы электроприемников. На РП] нет особых групп электроприемников, поэтому заход туда аварийной магистрали не предусмотрен. Во избежание перегрузки третьего источника питания особых групп выделяется или предусматривается автоматическое отключение остальных электроприемников перед вводом третьего источника питания.

цесс КС. Основное назначение аварийного источника - поддерживать работу ответственных электроприемников КС в течение не менее 1,5 ч и при необходимости вынужденную нормальную остановку ГПА, если питание от основного или резервного источника не восстановлено.

3. Для газотурбинных КС необходимо предусмотреть установку аварийного источника с автоматическим отключением неответственных потребителей с помощью устройств автоматической частотной разгрузки (АЧР) и защиты минимального напряжения, а также автоматическим запуском и включением для питания особо ответственных потребителей. На случай потери переменного напряжения питание КИПиА должно быть обеспечено от аккумуляторной батареи.



Похожие определения:
Автоматического управления
Автоматическую стабилизацию
Автоматизация диспетчерского
Автоматизации энергосистем
Автоматизации различных
Автономные инверторы
Автономных устройств

Яндекс.Метрика